stovan3

Categories:

ЭКОЛОГОБЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОИСКИ

....Принцип свободного рынка, ставший главным экономическим механизмом, в результате которого происходит экономический рост государств, возрастание объема и разнообразия предлагаемых товаров и услуг. Такой нерегулируемый рынок приводит к ускоренному потреблению природных ресурсов, огромной экологической нагрузке на природу, связанной с переходом к индустриальному типу производства.
Эти принципы и ориентиры развития человечества, считались естественными и очевидными вплоть до XX века. Следование этим принципам привело к индустриальному развитию цивилизации, расцвету науки и технологий, но уже во второй половине XIX в. стало заметным пагубное влияние человека на природу. В связи с этим в 1913 г. в Швейцарии была созвана первая международная конференция по охране природы, возникли идеи охраны природы. Мировые войны отодвинули решение этих проблем до конца 40-х годов XX в., тогда был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Всемирный фонд охраны диких животных, международные заповедники.
Появилось понимание необходимости прекращения следования действующей ранее стратегии и принципам взаимоотношения с природой. Ибо именно они привели к полному расходованию экстенсивных природных ресурсов, деградации привычной среды обитания человека, отсутствию неосвоенных и неиспорченных человеком районов земли. Более того, появились симптомы глобального социального, вызванного экологическим неблагополучием. В 1952 г. в Англии из-за нетипичного изменения погоды весь производимый тепловыми станциями «смог» опустился на столицу, в результате чего погибло более 4 тыс. жителей. А в озерах и реках скандинавских стран в 60-е годы вдруг стала массово гибнуть рыба, испортились леса из-за промышленного дыма из новых труб тепловых станций Англии, переносимого высотными трансконтинентальными ветрами. Дым, соединяясь с дождевой водой, создавал «кислотные дожди», движение которых происходило независимо от границ государств. Таким образом, возникла экологическая взаимозависимость разных стран, показавшая глобальную экологическую связность всей планетарной цивилизации, которая сделала необходимой замену традиционного взаимоотношения человечества с окружающей средой на принципиально новую.
В это время возникает экологическая проблематика и исследования, которые начинались с изучения биологических систем и их взаимоотношений с окружающей средой. Научный интерес к социально-экологической проблематике был порожден лишь в XX веке взаимоотношением общества и природы, принесшим человеческие и природные катастрофы и беды. Но история указывает, что начало этой проблематике было положено в XIX веке. Термин «экология» был предложен зоологом Э.Геккелем в 1866 году. Проблемы, связанные с выживанием человеческой цивилизации, просматривается уже у русских космистов. Так, истоки экологической проблематики видны в статье Н.А. Умова 1913 года «О задачах развития техники в связи с использованием природных ресурсов», в которой впервые было связано развитие техники с природными ресурсами.
Далее эта тематика возникает в работах К.Э. Циолковского, Вернадского и др. [1]. В.И. Вернадский заложил методологическую основу теории ноосферы. Как возникла концепция ноосферы? Изучая много лет биосферу - верхнюю оболочку Земли, он вывел определяющую роль живого вещества и человеческой деятельности в её эволюции. В.И. Вернадский уже в 1904 г. назвал современного человека основной геологообразующей силой планеты. И он же сделал вывод о том, что дальнейшее развитие человечества может происходить только при условии его ответственности за развитие всей биосферы. В 1923 г. французский естествоиспытатель и философ Ле Руа назвал состояние биосферы и общества, как её составляющей, которое определяется и контролируется человеческой деятельностью, Коллективным Разумом человечества или ноосферой - сферой Разума. Эта концепция оказала огромное влияние на развитие не только российской, но и всей мировой науки, а также на научное мировоззрение. В дальнейшем концепцию ноосферы развивал Н.Н. Моисеев: «основной тезис Вернадского я формулирую так: будущность человечества может быть обеспечена только в условиях ноосферы. Точнее, в ту эпоху, когда человечество окажется способным сопрячь свою деятельность с развитием биосферы, обеспечить «режим коэволюции» человека и биосферы. Развитие человека как биологического вида может происходить только в развивающейся биосфере» [2].
В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ноосфера характеризуется также как общество, где мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой [3]. Ноосферу можно толковать как гипотетическое будущее состояние общества и его взаимодействия с природой, в котором приоритетное место будет занимать разум. Идеи Н.Н. Моисеева о «режиме коэволюции» человека и биосферы вошли в его концепцию коэволюции.
Однако решение проблемы безопасности человека и человечества плохо просматривается в представленных выше моделях развития. В.И. Данилов-Данильян и другие развенчивают техногенную концепцию ноосферы и обосновывают необходимость реальных сдвигов в общественном сознании, в обновлении систем ценностей, в новой духовной парадигме общества, постулировании причинной связи духовного и экологического кризиса цивилизации [4].
Мировое сообщество политиков и ученых в поисках выхода предложило модель устойчивого развития человечества. Её считают панацеей от всех бед, которая должна принести безопасность и избавление от всех проблем человечества. Понятие «устойчивое развитие» столь широко используется в наше время, что создается мнение, что ему практически нет альтернативы. Эта концепция общественного развития находит все большее распространение на общемировом уровне, в том числе и в России. У нее много адептов и идеологов, в числе которых передовые и прогрессивные организации мирового сообщества и отдельных стран, выдающиеся ученые современности.
Возникновение концепции устойчивого развития человечества связано с рождением глобальных проблем в середине XX века. В это время разворачиваются два процесса, являющиеся главными первопричинами современных глобальных проблем. Это глобализация социально-экономической и политической жизни и развертывание научно-технической революции. С этими процессами связано превращение проблем локальных процессов в глобальные.
Огромную роль в осознании глобальных проблем и поиска путей их решения сыграл Римский клуб, основанный в 1968 г. итальянским общественным деятелем А. Печчеи. Он представлял собой международную неправительственную организацию, которая своей целью ставила стимулирование изучения глобальных проблем. Работы Римского клуба начались с анализа взаимоотношений общества и окружающей среды. Первое исследование Дж. Форрестера, опубликованное в книге «Мировая динамика» (1971), известило мир о наступлении всемирной экологической катастрофы в 2020-х гг., если будут сохранены прежние темпы потребления природных ресурсов.
Следующее исследование «Пределы роста», известное уже как доклад Римскому клубу, было разработано под руководством американского специалиста по системным исследованиям Д. Медоуза. Его выводы несли негативный прогноз, но в качестве лишь одного из вариантов развития событий. Но такой прогноз, по их мнению, наиболее вероятен [5]. Он состоял в скором исчерпании ресурсов, которое и обеспечит «пределы роста», границы развития человечества, если оно будет продолжаться теми темпами и методами, и повлечет за собой опасности и катастрофические последствия для человечества во многих областях: экономике, политике и др.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded